В последнее время во многих компаниях выплата бонусов стала традиционным ожидаемым вознаграждением топ-менеджмента, причем нередко бонусы бывают привязаны к процессу, факту работы, а не к фактическим результатам. Что делать, если у корпорации имеются серьезные проблемы, например, чистый убыток с каждым годом растет, а щедрые компенсации менеджменту выплачиваются регулярно, полагая, что это, несомненно, мотивирует топ-менеджмент или же дополнительные вознаграждения выплачиваются просто потому что так «исторически сложилось». Прежде всего, необходимо определиться с причинами проблем и тем, какую роль в их возникновении и решении играет менеджмент, насколько эффективны действия менеджеров по улучшению состояния компании. Рассмотрим подобную ситуацию на примере автокнцерна Volkswagen.
Чистый убыток Volkswagen в 2015 году из-за расходов в связи с «дизельгейтом» достиг рекордных €1,6 млрд. Основными причинами убытка можно назвать то, что концерн Volkswagen оказался в центре скандала. В сентябре прошлого года концерн был уличен в США в оснащении своих дизельных автомобилей программным обеспечением, занижающим реальные показатели выбросов вредных веществ. В данном случае топ-менеджмент обязан был знать о том, каким программным обеспечением Volkswagen оснащает автомобили и о последствиях подобной деятельности. Американское правительство обязало концерн отозвать 482 тыс. легковых машин марок Volkswagen и Audi, проданных в стране в 2009–2015 годах. Компании грозит штраф в размере до $18 млрд.
В прошлом году Volkswagen сообщил, что выделил резервы на покрытие потерь от отзыва автомобилей на уровне €6,7 млрд, еще €2 млрд выделено для компенсационных платежей. Позже автопроизводитель заявил, что увеличил сумму, направляемую на урегулирование «дизельного скандала», более чем в два раза — до €16,2 млрд.
Volkswagen снова подвергся критике со стороны инвесторов после того, как стало известно, что членам его правления обеспечены бонусы за прошлый год, несмотря на то, что некоторые вознаграждения в итоге были отменены, 12 действующим и бывшим членам совета директоров было выплачено за 2015 год в общей сложности €63,2 млн.
Как поступили в такой ситуации акционеры? Хедж-фонд TCI, владеющий пакетом акций автоконцерна стоимостью €1,2 млрд, направил руководству компании и наблюдательному совету требование провести реформу вознаграждений топ-менеджеров. В своем письме к Volkswagen TCI обосновал свое требование тем, что чрезмерная компенсация в компании привела к снижению эффективности управления, что, в свою очередь, привело к более низким результатам по сравнению с европейскими конкурентами.
«Грязным секретом группы Volkswagen является то, что в течение многих лет члены правления вознаграждались щедрыми компенсациями вне зависимости от продуктивности и спада продаж», — сообщил глава фонда Крис Хон. «Мы считаем, что эта чрезмерная компенсация топам поощряет агрессивное поведение управленцев и вносит свой вклад в скандал с выбросами».
Так, акционеры концерна призывали к введению новой системы оплаты труда руководства, которая должна будет представляться на голосовании акционеров ежегодно для официального утверждения. Это продемонстрирует уважение к инвесторам и обеспечит необходимое взаимодействие акционеров и менеджмента.
Вопрос о том, как повлияют принятые меры на мотивацию топ-менеджеров остается открытым, однако многие могут назвать такой подход справедливым, поскольку он отражает зависимость между реальными итогами работы и вознаграждением управленцев.
Источник: rns.online