Качество раскрытия информации о корпоративном управлении в России с каждым годом растет и многие компании начинают конкурировать между собой и в этом направлении, занимая места в различных рейтингах и конкурсах.
Какие изменения за последние годы можно увидеть в части раскрытия информации о корпоративном управлении на сайтах и какие сведения следует включать? Что раздел о корпоративном управлении может нам рассказать о компании?
Прежде всего, компании начали делать шаги на пути к созданию и раскрытию принятых политик, положений и стратегий; некоторые пришли к более полному описанию структуры, состава и компетенций органов управления; стало больше компаний, не скрывающих конечных бенефициаров; появились те, кто сообщает о количестве и посещаемости проведенных заседаний советов директоров, описывает структуру рассмотренных вопросов, а наиболее продвинутые оценивают и раскрывают результаты принятых решений и эффективность деятельности советов директоров и правления.
Если раньше разделу о корпоративном управлении уделялось минимум внимания, то сейчас все больше компаний, руководствующихся лучшими практиками, стараются раскрывать подробно и доступно информацию об акционерах, совете директоров, топ-менеджменте, писать об их деятельности и результатах этой деятельности, взаимодействуя со стейкхолдерами через корпоративный сайт.
Насколько важно расположение раздела о корпоративном управлении на сайте?
Важно. Чаще всего на корпоративных сайтах мы встречаем разделы «О компании», «Карьера», «Инвесторам» или «Пресс-центр», которые логично вписываются в структуру сайта. В то время как раздел «Корпоративное управление», а иногда просто «Управление», размещают в разных местах:
1. В шапке сайта. В качестве ключевой вкладки Раздел занимает место на одном уровне с главными разделами. Примеры сайтов: ПАО «Лукойл», ПАО «НК» Роснефть»
Расположение раздела «Корпоративное управление» на сайте ПАО «НК» Роснефть»
2. В подразделе. Практикуется два варианта:
а) «Корпоративное управление» становится подразделом вкладки «О компании», как, например, на сайтах ПАО «Транснеть», ОАО «Новатэк», ПАО «ГМК Норильский никель».
Расположение раздела «Корпоративное управление» на сайте ОАО «Новатэк»
б) Является подразделом вкладки «Инвесторам» или «Акционерам и инвесторам». Примеры сайтов: ПАО «Фармстандарт», ПАО «Сбербанк», ПАО «ФСК ЕЭС».
Расположение раздела «Корпоративное управление» на сайте ПАО «Сбербанк»
3. Встречаются случаи, когда информация размещается сразу в двух разделах, например, «О компании» и «Инвесторам» одновременно. В таком варианте информация разделена в зависимости от решения самой компании. Примеры сайтов: Группы «ВТБ», ПАО АНК «Башнефть», ПАО «Интер РАО».
Расположение разделов «Управление» и «Корпоративное управление» на сайте Группы «ВТБ»
Порой расположение информации может показаться нелогичным и неуместным, однако за каждым решением скрывается свой смысл:
- в описанном случае 1 компания показывает: «Корпоративное управление занимает приоритетное место и требует большого количества ресурсов»
- в случае 2а: «Корпоративное управление (КУ) находится в неразрывной связи с историей компании, ее стратегией, бизнес-моделью», данное сообщение адресуется не только инвесторам, но и всем остальным стейкхолдерам.
- в случае 2б: «Почему стоит в нас инвестировать? Мы уверенно стоим на ногах, имеем прозрачную политику раскрытия информации, являемся надежной организацией для инвестиций, в которой нет конфликта интересов, компания в хороших руках»
- в случае 3: «Какую бы дверь Вы не открыли, наша компания делает акцент на эффективности управления»
Хороший вариант, когда элементы информации о корпоративном управлении отражаются в нескольких местах сайта, это показывает, что такая информация выступает элементом стратегии коммуникации. Результаты деятельности органов управления и принятых решений влияют на большинство процессов в организации, следовательно, в каждом разделе сайта мы находим следующие основные элементы:
Идеальный вариант для компаний с развитой системой корпоративного управления — интегрированный подход
Если корпоративное управление в компании не только набор формальных правил, а действительно работающий механизм, имеет смысл показать результаты его функционирования и влияние на развитие бизнеса (например, влияние на новые продукты, новые рынки, сотрудничество), влияние на организацию изнутри, вследствие принятия стратегических решений (связь с бизнес-процессами, персоналом, производством) или даже на коммуникационное управление (пресс-центр, социальные сети). Так почему бы, например, в разделе «Пресс-центр» не объяснить политику управления, выходящую за рамки требований о раскрытии информации, помимо размещения пресс-релизов?
Однако, стоит признать, что управление — не та тема, которую очень легко оцифровать, по многим причинам:
- информация о стратегии и фундаментальных принципах, которая должна быть четко продемонстрирована участникам корпоративных отношений, находится глубоко в архивах в форме документов и PDF-файлах;
- источники (положения, кодексы, национальные и международные рекомендации и т.д.) – это сложные и объемные документы, освоение, адаптирование к компании и интегрирование в ее процессы – трудоемкая задача;
- данную тему непросто представить в публицистическом стиле;
- компании не видят необходимости в этом;
- и главное — в России далеко не все компании обладают эффективной системой корпоративного управления. Писать не о чем.
На сайтах большинства компаний, как и в годовых отчетах, мы все еще встречаем только частичную информацию об управлении. Наполняемость раздела зависит во многом от качества и количества информации, стремления наглядно показать и выразить сложные вещи через простые и понятные всем слова, зависит от попыток визуализировать связи, которые составляют систему корпоративного управления.
Отметим, что многие компании еще не пришли к пониманию того, что стоит уделять особое внимание теме корпоративного управления на сайте и в годовом отчете. Хотя существует неразрывная связь между качеством корпоративного управления и отношением стейкхолдеров к компании. Такую связь можно проиллюстрировать изображением ниже.
Адаптированная диаграмма Dario Mezzaqui, статья “When Governance Goes Digital.”, Март 2016
Чтобы стейкхолдерам не понадобилось искать дополнительную информацию, почему бы сразу не раскрыть карты? Проверьте по чек-листу ниже, все ли раскрыто на вашем сайте и в годовом отчете. Не ограничивайтесь требованиями законодательства.
Чек-лист информации о корпоративном управлении, которую следует раскрыть на сайте:
- Основные документы
- Устав
- Положение об общем собрании акционеров
- Положение о совете директоров
- Положение о правлении
- Политика/положение о вознаграждениях и компенсациях, выплачиваемых членам органов управления
- Дивидендная политика/положение
- Положения о комитетах по стратегии, по аудиту, по вознаграждениям, по номинациям
- Положение о корпоративном секретаре
- Положение о ревизионной комиссии
- Информационная политика
- Антикоррупционная политика
- Кодекс корпоративного управления/поведения
- Кодекс этики
- Стратегия об управлении рисками и внутреннем контроле
2. Описание (помимо информации, предусмотренной законодательством):
- Полной структуры собственности: информации о бенефициарах – владельцах более 1 % акций
- Основных направлений деятельности в области корпоративного управления: что было сделано за отчетный период и что планируется
- Структуры, состава органов управления, полной биографии не менее чем за 5 лет, фактов владения ценными бумагами, сделок с ценными бумагами, статуса директоров (независимый, внешний, исполнительный)
- Полномочий и компетенций каждого члена совета директоров и правления
- Отчет о деятельности и результатах оценки органов управления, в том числе количество заседаний, их посещаемость каждым членом, структура рассмотренных вопросов, количество принятых решений, заключение оценщика
- Принципов и подходов к дивидендной политике, дивидендной истории
- Политики вознаграждений, информации о вознаграждениях членов советов директоров и правления. В идеале, с разбивкой по каждому члену органа управления, а также принципы долгосрочной мотивации
- Принципов и подходов к управлению рисками, внутреннему контролю, противодействию коррупции, результатов проведенной оценки
- Процедур управления конфликтами интересов, механизмов совершения существенных корпоративных действий
- Основных программ взаимодействия с государством и обществом,
- Информации об экологических и социальных аспектах деятельности компании (КСО)
3. Разместите на сайте:
- Телефон горячей линии для акционеров
- Доступный способ связи по вопросам противодействия коррупции и нарушения законодательства
Рекомендации по созданию раздела о корпоративном управлении на сайте вашей компании
- Важно начать с повышения качества самого корпоративного управления в компании, тогда найдется, о чем рассказать
- Наличие и расположение раздела об управлении имеет важное стратегическое значение
- Необходимо попытаться изобразить систему и связи между акционерами, советом директоров, топ-менеджментом и остальными участниками корпоративных отношений, описать, как они влияют на процессы, происходящие в организации
- Покажите, что управление — не просто свод правил и отчеты. Это то, что члены совета директоров, правления сделали, и как их деятельность повлияла на компанию
- Читайте между строк корпоративных документов и найдете намного больше полезной информации, чем можно предположить
- Все разделы об управлении стоит объединить в одну систему по всему сайту
- В конце концов, совет директоров и топ-менеджмент состоит из людей, они принимают важнейшие стратегические решения, и, скорее всего, о каждом из них есть что рассказать
Авторы:
Мария Никишова, консультант по корпоративному управлению, автор Corpshark.ru
Анастасия Зимина, специалист по вопросам раскрытия информации Corpshark.ru
Если Вы хотите получить ответ на волнующий Вас вопрос по теме корпоративного управления или рассказать об интересных проектах, кейсах и материалах, пишите нам на boss@corpshark.ru