Правительство готовит реформу вознаграждения топ-менеджеров госкомпаний

0
Поделиться
Отправить
Go

В министерствах готовят реформу системы вознаграждения руководителей госкомпаний, сообщает РБК. Бонусы топ-менеджеров будут зависеть от достижения целевых показателей, а неэффективные управленцы будут уволены.

Госкомпании без целей

Согласно докладу экспертного совета при правительстве о первых итогах выполнения государственными компаниями своих долгосрочных программ развития (ДПР) и достижения менеджментом госкомпаний собственных ключевых показателей эффективности (КПЭ) госкомпании должны были разработать и принять долгосрочные программы развития по поручению президента Владимира Путина по итогам послания Федеральному собранию в 2013 году. В них было требование обозначить цели развития компании и показатели персональной ответственности руководства, а также ответственность за невыполнение задач. В ноябре 2015 года премьер Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития, Росимуществу и Абызову собрать с госкомпаний отчеты и проанализировать, как выполняются поручения Путина.

Экспертный совет пришел к выводу, что не все госкомпании послушались президента.
Например, «Аэрофлот», «Шереметьево», Новороссийский морской торговый порт, Объединенная зерновая компания и «Системный оператор» не отчитались перед экспертным советом о причинах отклонения фактических показателей КПЭ от плановых. У «Аэрофлота» отсутствует анализ исполнения долгосрочных программ и их влияния на показатели эффективности менеджмента. «РусГидро»,«Ростелеком», «Транснефть» и Федеральная сетевая компания (ФСК) не сообщили о влиянии результатов ДПР и достижения КПЭ на переменную часть вознаграждения менеджмента. Примерно в половине госкомпаний советы директоров не рассматривают системно результаты исполнения ДПР и достижения КПЭ. Среди них — «Интер РАО», «РусГидро», «Российские ипподромы», «Системный оператор».

Ответственность за некачественные отчеты госкомпаний лежит на ведомствах, считает экспертный совет, указывая в числе отстающих Минэнерго, Минтранс и Минкомсвязи. Они не работают системно с госкомпаниями и не оценили эффективность их менеджмента, сообщается в докладе. По мнению экспертов, качественно работа выстроена только в Минфине и Минпромторге.

Ограничение бонусов

В конце июля вице-премьер Дворкович поручил Минэкономразвития, Росимуществу, Минтрансу, Минсельхозу, Минэнерго, Минсвязи и Абызову в течение двух месяцев унифицировать систему вознаграждения и ответственности топ-менеджмента госкомпаний. Переменная часть (месячная, квартальная и годовая) вознаграждения руководителя госкомпании должна зависеть от достижения им КПЭ, сказано в поручении. В трудовые договоры руководителей и их заместителей будут внесены дополнения, по которым топ-менеджеров можно будет увольнять за недостижение целей. Также Дворкович потребовал наладить контроль за реализацией госкомпаниями своих долгосрочных программ и представить предложения по привлечению к персональной ответственности чиновников, руководителей и членов совета директоров, по вине которых было сорвано поручение президента. Представитель Дворковича от комментариев отказался.

Зарплаты в госкомпаниях состоят из фиксированной и премиальной частей, рассказывает сотрудник аппарата правительства. По его словам, соотношение между окладом и премией в госкомпаниях разное, но во многих премиальная часть уже зависит от KПЭ, которые утверждаются советом директоров исходя из целей долгосрочных программ. «Есть соответствующие рекомендации Росимущества, и большинство компаний их реализуют. Скорее всего, они просто не успели отчитаться перед экспертным советом», — полагает собеседник РБК. Также правительство и сейчас может уволить любого топ-менеджера, проведя решение через совет директоров госкомпании, резюмирует он.

Госкомпании неохотно раскрывают информацию о том, как формируется вознаграждение их руководителей, соглашается участник экспертного совета правительства Игорь Шленский. «Только по нескольким компаниям точно известно, что есть привязка бонусов к ДПР. Но большинство это не сделали или не раскрывают об этом информацию». Для начала нужно четко увязать переменную составляющую вознаграждения с достижением целей ДПР хотя бы у руководителей госкомпаний, чтобы в дальнейшем распространить эту практику на весь топ-менеджмент, говорит Шленский. По его мнению, возможность разрыва трудового договора важна, однако это не значит, что нужно увольнять топ-менеджеров за любую ошибку. «Причины, что цели не достигнуты, могут быть объективными, например состояние экономики», — поясняет эксперт.

Большинство госкомпаний не раскрывают доходы своих руководителей, публикуя лишь общую сумму выплат руководящему персоналу. Среди опрошенных РБК госкомпаний («Газпром», «Роснефть», Федеральная сетевая компания, «РусГидро», «Россети», «Аэрофлот» и «Шереметьево») только в ФСК раскрыли доход председателя правления. Андрей Муров заработал в 2015 году 80,9 млн руб., из которых на премии пришлось 51,7 млн руб. Представители большинства госкомпаний сказали, что у них долгосрочные программы приняты, КПЭ топ-менеджмента учитывают реализацию программ и руководители уже несут ответственность за достижение этих целей.

У топ-менеджеров до 50% вознаграждения должно быть привязано к долгосрочным целям и выплачиваться не чаще раза в год, считает бывший член совета директоров крупной госкомпании. «Сейчас же бонусы во многих госкомпаниях выплачиваются даже при убытке и падении капитализации», — отмечает он. Долгосрочные программы разрабатывались в 2014 году, когда не был понятен масштаб санкций и проблем в экономике. «Многие программы уже неактуальны», — резюмирует он.

зарплаты топ-менеджеров российских компаний

Поделиться
Отправить
Go